Ход реализации проекта по разработке и внедрению универсальной электронной карты (УЭК) в РФ

29.11.2011

Универсальная электронная карта (УЭК) призвана объединить поставщиков государственных и коммерческих услуг и предоставляет гражданам удобные и разнообразные способы безопасного доступа к ним с возможностью немедленной оплаты и надежного удостоверения личности гражданина. Функции координатора и оператора проекта по внедрению УЭК возложены на федеральную уполномоченную организацию в лице ОАО «Универсальная электронная карта», учредителями которого являются Сбербанк России (34 %), «Уралсиб» (33 %) и «АК Барс» Банк (ОАО) (33 %). Стоимость проекта УЭК оценивается в 140 млрд рублей, из которых банки возьмут на себя расходы в размере 40 млрд рублей (остальное за счет бюджета). Текущие результаты реализации проекта отражены в презентации начальника управления ОАО «УЭК» по работе с уполномоченными организациями субъектов РФ Алексея Мамонова.

Что такое УЭК

По сравнению с традиционными документами функциональные возможности УЭК будут заметно расширены благодаря наличию электронных приложений (ЭП), предназначенных для авторизованного доступа пользователя к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной услуги. При этом УЭК обязательно содержит федеральные электронные приложения, перечень которых устанавливается Правительством РФ: идентификационное приложение (в его рамках: идентификация пользователя, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования) и платежное (банковское) приложение. При необходимости на УЭК могут размещаться дополнительные приложения, к которым можно отнести региональные и муниципальные ЭП (порядок разработки, подключения и функционирования которых должен быть согласован с федеральной уполномоченной организацией (ОАО УЭК). УЭК обеспечивает юридическую значимость процесса дистанционного взаимодействия гражданина с организацией, предоставляющей услугу.

В целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием УЭК Правительство Российской Федерации определило ОАО «Универсальная электронная карта» (ОАО УЭК) федеральной уполномоченной организацией, осуществляющей функции координатора и оператора проекта по внедрению универсальной электронной карты (Распоряжение от 12.08.2010 № 1344-р). Открытое акционерное общество «Универсальная электронная карта» было зарегистрировано 12 мая 2010 г., его учредителями, а также непосредственными  участниками процесса создания и внедрения УЭК стали: ОАО «Сбербанк России» (доля в уставном капитале – 34 %), ОАО «УРАЛСИБ» (33 %), «АК БАРС» Банк (ОАО) (33 %). При этом стоимость проекта УЭК оценивается в 140 млрд рублей, из которых большая часть будет выделена государством, а банки возьмут на себя лишь 40 млрд рублей. Основными целями создания ФУО стали: создание инфраструктуры для доставки государственных, муниципальных и коммерческих услуг в электронном виде; обеспечение надежного и общепризнанного удостоверения личности гражданина при обращении за любыми государственными, муниципальными и коммерческими услугами с помощью УЭК; эмиссия свыше 100 млн микропроцессорных карт нового поколения, реализующих идентификацию гражданина и формирование его электронной цифровой подписи непосредственно на карте по российским стандартам; обеспечение работы УЭК, выпущенных в отдельном субъекте, на всей территории страны.


Оказание услуг в системе УЭК. Данные компании «Ай-Теко»

Оказание услуг в системе УЭК. Данные компании «Ай-Теко»

Инфраструктура УЭК

По замыслу разработчиков, инфраструктура УЭК должна активно взаимодействовать с создаваемой инфраструктурой электронного правительства. Инфраструктуру УЭК образует на федеральном уровне – федеральной уполномоченной организацией (ФУО), которая представлена ОАО «Универсальная электронная карта», а  на региональном уровне – уполномоченными организациями субъектов РФ (УОС). Федеральный закон №210-ФЗ предусматривает выполнение ФУО следующих функций: организация взаимодействия УОС; ведение единого реестра УЭК, содержащего сведения о всех выданных на территории РФ картах; установление перечня и размера тарифов за обслуживание УЭК в части, не касающейся функционирования электронных банковских приложений; ведение реестра федеральных, региональных и муниципальных приложений, размещенных на УЭК; иные функции, определенные Правительством Российской Федерации. При этом именно ФУО в процессе предоставления сервисов по УЭК будет отвечать за обработку запросов по федеральным и межрегиональным государственным, муниципальным и коммерческим услугам. К ФУО также примыкают прочие организации, которые осуществляют предоставление прочих, в том числе коммерческих услуг в инфраструктуре универсальной электронной карте на федеральном уровне.

Что касается регионального сегмента, то обработка запросов по региональным государственным, муниципальным и коммерческим услугам относится к зоне ответственности уполномоченной организации субъекта РФ (УОС). К ним присоединяются прочие организации, которые осуществляют предоставление и/или процессинг прочих, в том числе коммерческих услуг в инфраструктуре системы УЭК на региональном уровне. Федеральным законом №210-ФЗ предусмотрены следующие функции для УОС: обеспечение на территории субъекта РФ  выпуска, выдачи, обслуживания и хранения (до момента выдачи гражданам) УЭК; ведение реестра, содержащего сведения о выданных на территории субъекта РФ УЭК; обеспечение на территории субъекта РФ информационно-технологического взаимодействия государственных информационных систем (ИС) и муниципальных ИС в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальных электронных карт; иные функции, определенные законодательством Российской Федерации.

После подписания соответствующего соглашения с ФУО полноправным участником инфраструктуры УЭК становится и банковский сектор, к функциям которого относится: идентификация гражданина в процессе оказания госуслуг в банковских пунктах, предоставление государственных, муниципальных и коммерческих услуг с использованием УЭК через свои сети обслуживания клиентов; предоставление возможности совершения платежных операций по УЭК и осуществление расчетов по этим операциям; персонализацию банковского приложения УЭК; авторизацию платежных операций, совершаемых с использованием УЭК и обеспечение расчетов по этим операциям.


Участники ЕПСС УЭК и их роли. Данные из презентации Алексея Мамонова, ФУО «УЭК»


Участники ЕПСС УЭК и их роли. Данные из презентации Алексея Мамонова, ФУО «УЭК»

Решение вопросов безопасности при использовании УЭК


УЭК не будет содержать в себе базу данных о гражданине, все эти данные будут продолжать храниться в базах данных государственных министерств и ведомств. Только эти ведомства имеют доступ к записям, карта лишь помогает быстрее найти нужные записи. Поэтому утеря или кража карты не приведет к утрате гражданином персональных сведений о себе. При этом, в отличие от банковской карты, УЭК специальным образом защищена (аппаратные и программные средства защиты). Для того чтобы применить карту (кроме микроплатежей на транспорте), требуется ввести персональный идентификационный номер. И если гражданина вынуждают его ввести, то предусмотрены ложные ПИН-номера, которые позволят выиграть время и обеспечить оперативную помощь гражданину от силовых структур (значимые операции с использованием карты могут быть дополнительно защищены или ограничены самим гражданином через его личный кабинет на портале УЭК).  В то же время сама УЭК визуально защищена на уровне денежной банкноты, порядок её выпуска и обращения централизован и находится под контролем государства.

Текущие результаты проекта УЭК и этапы его реализации

Что касается технической реализации проекта, то к настоящему времени разработано федеральное идентификационное приложение, включающее области ЭП, ФОМС, ПФР. При этом разработана и начата опытная эксплуатация всех 19 информационных систем ФУО, включая инфраструктуру национальной платежной системы. Совместно с рядом ИТ-интеграторов разработаны типовые решения для автоматизации региональных УОС. При этом уже начато тестирование обслуживания УЭК на банкоматах и терминалах Сбербанка и «Уралсиба», а на Гознаке выпущены тестовые образцы карт с использованием чипов, поддерживающих российские криптоалгоритмы. Также создан федеральный call-центр.

Если обратиться к организационной части и взаимодействия с регионами, то в настоящее время региональные уполномоченные организации субъектов РФ (УОС) были созданы в 77 регионах, а договор о присоединении к Правилам Единой платёжно-сервисной системы УЭК (ЕПСС УЭК), согласованным Минэкономразвития РФ, подписали 28 из них (в стадии подписания еще 18 субъектов РФ). И в настоящее время осуществляется интеграция их информационных систем с программно-техническим комплексом ФУО. При этом региональные планы внедрения УЭК разработали 55 субъектов РФ (35 из них – утверждены), а в 8 регионах РФ уже идут пилотные проекты по внедрению УЭК (Москва, Астраханская и Волгоградская области, Хабаровский край, республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский край, Республика Коми). Что касается банков, то договор о присоединении к ЕПСС УЭК подписали 5 банков и 4 центра изготовления и персонализации карт (свою заинтересованность в присоединении к ЕПСС УЭК проявляют более 80 банков, 4 из которых находятся на стадии подписания).

Что касается основных этапов реализации проекта УЭК, то на 2011 год приходится основная методологическая часть, в рамках которой происходит разработка и принятие актов Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), утверждение методических рекомендаций субъектам Российской Федерации, реализация пилотных проектов. Далее в течение 2012-2013 гг. будет производиться выдача УЭК по личным заявлениям граждан (т. н. заявительный характер), при этом до 1 января 2014 года будет произведена выдача карт в субъектах Российской Федерации, принявших решение о выпуске УЭК (по решению субъекта РФ (Правительства РФ)). Соответственно, с 1 января 2014 года – выдача УЭК уже всем гражданам, не подавшим заявление об отказе в получении карты. Здесь важно также отметить, что в ряде субъектов РФ с различной степенью успешности уже реализованы или реализуются проекты по выпуску социальных карт. Согласно Федеральному закону № 210-ФЗ, все эти проекты должны прекратить своё существование в своем текущем виде начиная с 2014 года, по мере выхода карт из обращения. При этом все технические решения регионов, их кадровый потенциал и система взаимодействия различных организаций субъекта будут обязательно учтены  в общенациональном проекте УЭК, по крайней мере, так декларируется.

 

Нормативное регулирование проекта разработки и внедрения УЭК. Алексей Мамонов, ФУО «УЭК»


Нормативное регулирование проекта разработки и внедрения УЭК. Алексей Мамонов, ФУО «УЭК»


Нормативные документы и рекомендации ФУО по выпуску карт для регионов

Федеральная уполномоченная организация ОАО «УЭК» подготовила комплект типовых нормативных документов, требующих принятия субъектом РФ в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: закон субъекта Российской Федерации об УЭК, постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, распорядительные документы уполномоченного органа. Все типовые документы разработаны в соответствии с законодательством и учитывают организационно-правовые аспекты развития системы УЭК.

Что касается рекомендаций ФУО регионам в организации выпуска универсальных электронных карт до 1 января 2012 года, то они заключаются в следующем. Прежде всего, необходимо подписание договора о присоединении к правилам ЕПСС УЭК между уполномоченной организацией субъекта РФ и федеральной уполномоченной организацией ОАО «УЭК». Далее следует организовать защищенный канал связи между УОС и ФУО в соответствии с требованиями. Уже после этого можно заключать договор на изготовление и персонализацию карт, предоставив центру изготовления и персонализации точный адрес доставки карт. На следующем этапе уполномоченному органу субъекта РФ необходимо обеспечить получение заявлений от граждан по установленному образцу (Приказ Минэкономразвития РФ от 22 июля 2011 г. №363). А далее подготовить и передать в ФУО персофайлы, в том числе содержащие фотографию гражданина (требования к фотографии установлены ФМС России для документа, удостоверяющего личность) для дальнейшей передачи в центр изготовления и персонализации по защищенному каналу связи. Далее ФУО, которая ведет единый реестр УЭК, формирует федеральный пакет сведений о гражданине, дополняя его присланными данными УОС (региональный пакет сведений о гражданине). На финальной стадии центр персонализации осуществляет персонализацию УЭК (графическую и электрическую), а ее непосредственную выдачу гражданину осуществляет уже региональный УОС.


Мониторинг и сопровождение разработки рабочих планов субъектами РФ. Алексей Мамонов, ФУО «УЭК»
Мониторинг и сопровождение разработки рабочих планов субъектами РФ. Алексей Мамонов, ФУО «УЭК»

Сложности в реализации проекта УЭК

Вместе с тем у УЭК растет прямой конкурент, причем в стане «Ростелекома», который подписал соглашение о выпуске электронных карт с «Ситрониксом»,  соглашения с «Альфа-банк», «Банк Москвы», ВТБ24 и «Банк Санкт-Петербурга», а также соглашение с Visa и Mastercard для ускорения их сертификации. Здесь также будет ЭЦП и доступ к госуслугам. Однако в «Ростелекоме» не видят причин для беспокойства, считая, что два этих проекта не конкурируют, а дополняют друг друга. «Мы предоставляем возможность доступа к порталу госуслуг с использованием различных способов, ЭЦП – один из них. Наш проект записи КЭП на банковские карты систем VISA или Mastercard и УЭК взаимно дополняют друг друга: УЭК используется, в первую очередь, как средство идентификации, а карты с ЭЦП – в первую очередь, для банковских операций», – сообщил директор по связям с общественностью «Ростелекома» Олег Румянцев в интервью Cnews).

Однако здесь уже встал вопрос иного рода – против проекта «Ростелекома» по интеграции с Visa и Mastercard выступило ФСО РФ, отдав предпочтение отечественной карте на русском чипе от Сбербанка. Конечно, системы Visa и Mastercard более удобны, используются во всем мире и не потребуют значительных затрат государства, но забота о безопасности перевесила все эти аргументы. Тем не менее некоторые эксперты скептически относятся к проекту УЭК. Так, портал «Госменеджмент» со ссылкой на экспертов Ассоциации «Аэроград») пишет: «На разработку и внедрение программы «Электронное правительство», частью которой является УЭК, Евросоюз выделил в 2009 году 2 млн евро, с российской же стороны, в том числе из бюджета будет выделено 150 млрд рублей. Кому достанутся эти, мягко говоря, немаленькие деньги? Техническая реализация проекта возложена на ирландскую консультационную компанию GDSI (Galway Development Services International), действующую в консорциуме с Steinbeis GmBH (Германия), а платёжным оператором станет ОАО «Универсальная электронная карта».

Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО, Регулирование, Финансы, Безопасность

Ключевые слова: финансы, Министерство связи, регулирование, правительство РФ, Минэкономразвития, инновации, персональные данные