Заместитель руководителя направления СДУ «Диджитал Дизайн» Мария Токарева: «Важно, чтобы интерфейс обеспечивал доступ ко всем необходимым функциям без лишних действий»

30.11.2018

Разработка мобильных приложений в компании «Диджитал Дизайн» ведется примерно с 2009 года. Сегодня продуктовый портфель компании включает три основных мобильных приложения. Про User Experience в мобильных приложениях в блиц-интервью ICT-Online.ru рассказывает заместитель руководителя направления СДУ «Диджитал Дизайн» Мария Токарева.

 - Мария, что сейчас представляет собой линейка мобильных приложений вашей компании?

 - Сегодня в нашей линейке три основных мобильных приложения. Первое из них - автоматизированное рабочее место руководителя (АРМ Руководителя) для СЭД. Оно позволяет руководителю не выпадать из рабочего процесса и получать доступ к документам из любой точки, где бы он ни находился, а также подписывать договоры, изучать отчеты, направлять поручения, отслеживать их исполнение и так далее.

 

Заместитель руководителя направления СДУ «Диджитал Дизайн» Мария Токарева

Заместитель руководителя направления СДУ «Диджитал Дизайн» Мария Токарева

 

Второе - линейка продуктов «Защищенная мобильность: Mobile CryptoBox». Это набор корпоративных приложений: почта, календарь, контакты, файловый менеджер. Все они хранятся на мобильном устройстве в специальном защищенном контейнере. Данные, хранящиеся в приложениях, шифруются с помощью криптографических алгоритмов по ГОСТ. В контейнер можно добавлять сторонние корпоративные приложения, и они тоже будут находиться под криптозащитой.

Наконец, третье - мобильный клиент «Информационной системы коллегиальных органов «Ареопад». Сама система предназначена для организации и проведения заседаний, а мобильное приложение позволяет участникам удаленно подключаться к заседанию коллегиальных органов через мобильные устройства: изучать документы по вопросам повестки, оставлять комментарии по материалам, проводить голосование с использованием электронной подписи, общаться с коллегами по определенному вопросу во время заседания.

 - Насколько важным представляется сейчас User Experience в мобильных приложениях?

 - Мобильное приложение – это инструмент для оперативной работы, быстрого доступа к информации. Основной принцип – максимум информации за минимум действий. Есть основные принципы разработки пользовательских интерфейсов, общепринятые нормы, которые уже прошли испытания самыми требовательными пользователями и прижились в народе и которые необходимо учитывать при создании удобного интерфейса в корпоративном приложении. Но принципы проектирования интерфейсов бизнес-приложений также зависят от задач заказчика и бизнес-сценариев использования приложения, поэтому разработка начинается с анализа основных категорий пользователей, сценариев их работы, приоритизации необходимой пользователю информации при каждом сценарии работы.

Через интерфейс пользователь взаимодействует с решением, поэтому очень важно, чтобы интерфейс обеспечивал доступ ко всем необходимым функциям без лишних действий и ненужных элементов.

 - Как знание о User Experience делает работу комфортней, как интерфейс помогает пользователю в работе?

 - Когда интерфейс не мешает, пользователь не отвлекается на лишние детали и не тратит время, чтобы разобраться с приложением, и тем самым повышает свою эффективность. Поэтому говорят, что интерфейс должен быть интуитивно понятным, он сам должен вести пользователя по правильному сценарию, подсказывать действия.

В сложных бизнес-приложениях помимо основного сценария могут быть и альтернативные, пусть и маловероятные. Например, в СЭД – если руководителю поступает на утверждение проект резолюции, то в большинстве случаев он его просто утверждает, в некоторых случаях может внести незначительные корректировки и очень редко может удалить и создать другую резолюцию. Все эти действия должны быть доступны пользователю, но интерфейс при этом не должен быть загроможден кнопками.

Когда речь идет об автоматизации процессов, которые ранее выполнялись только офлайн, то зачастую, чтобы обеспечить простоту перехода пользователя в цифровой мир, скорость освоения им нового приложения и комфортность работы, приходится создавать интерфейс, имитирующий привычную «нецифровую» среду работы. Например, при создании мобильного «АРМ Руководителя» для работы с документами первых лиц государственных структур мы имитировали в приложении работу с бумажными документами: отображали группы документов в виде привычных бумажных папок, в которых носят на доклад бумажные документы; показывали последовательность и расположение основных и дополнительных документов так, как их располагают их в бумаге; крепили на документ лист с резолюцией. То есть, восприятие и отображение информации было привычным для пользователя.

 - Насколько гибко можно настроить приложение индивидуально для каждого пользователя?

 - Есть пользователи с разными ролями и функциями, и у пользователей с одинаковыми ролями может отличаться набор функций. Например, среди руководителей есть те, кто используют ЭП, и те, кто не используют; те, кто работают с помощником, и те, у кого помощников нет; те, кто часто работают вне офиса, и те, кто в основном находятся в пределах здания. Все это влияет на сценарии работы пользователей, а значит, и на интерфейс.

В нашем мобильном приложении СЭД можно сконфигурировать персональные каталоги для работы с документами, настроить индивидуальный набор папок под те категории документов, которые нужно отслеживать именно этому пользователю. Можно также изменить отображение информации по документу в зависимости от того, какие данные необходимы пользователю для работы, например, для топ-менеджеров оставить две кнопки, а менеджерам среднего звена предоставить широкий набор действий для работы с документом.

 - Какие варианты организации работы совместно с помощником возможны?

 - В первую очередь это набор стандартных сценариев взаимодействия руководителя с секретарем, которые совершаются и без мобильного приложения: пересылка документов для подписания, рассмотрение документов от секретаря для детального изучения, комментарии (голосовые, текстовые) для секретаря внутри документа, подтверждение расписания заседаний с возможностью изучения материалов для подготовки, отправка документов на доработку и создание поручений/резолюций на выполнение заданий по определенным вопросам на несколько человек с разными ролями.

Индивидуально можно настроить, чтобы все документы на подписание предварительно проходили через помощника и только после его подтверждения попадали руководителю, например. Или чтобы документы на рассмотрение поступали руководителю только после подготовки проекта резолюции по ним. Или, например, чтобы документы от вышестоящих инстанций направлялись сразу руководителю, а внутренняя переписка отправлялась через помощника. Так можно настроить любой сценарий взаимодействия.

 - Возможности сквозной работы? Например, если пользователь начал создавать поручение в вебе, может ли он завершить работу над ним в приложении и наоборот?

 - Омниканальность – один из трендов сегодня, поэтому в своих приложениях мы стараемся обеспечить сквозную работу по всем сценариям. Например, пользователь может подготовить проект резолюции с компьютера, а утвердить или изменить его – через мобильное приложение.

 - Дальнейшие планы по развитию возможностей User Experience?

 - Расширять функциональность системы, упрощая при этом работу с приложением. Внедрять новые технологии: чат-боты, голосовое управление.

 - Большое спасибо за беседу!

 

Ключевые слова: Диджитал Дизайн

Дайджест


Другие новости


Внедрения

СЭД «ДЕЛО» в органах власти Тульской области: 9 лет работы, 3000 пользователей, курс на безбумажный документооборот
В Тульской области с 2007 года ведется проект создания информационной системы на основе флагманской разработки компании ЭОС – СЭД «ДЕЛО». Уже ...

Фигура речи


Заместитель генерального директора компании «ИнтерТраст» по развитию бизнеса Вадим Ипатов о трендах развития CompanyMedia:
...