Коллегия Росреестра одобрила концепцию Единой федеральной информационной системы госрегистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета

13.07.2010

Сегодня Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии официально объявляет о том, что июльская Коллегия Росреестра рассмотрела и в целом одобрила «Концепцию формирования Единой федеральной информационной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета (ЕФИСН)».

Основная цель создания ЕФИСН – значительное повышение качества и доступности государственных услуг гражданам. Так, ЕФИСН призвана значительно сократить сроки учетно-регистрационных процедур, обеспечить целостность соблюдения прав на недвижимое имущество и повысить качество информационного обмена с другими органами власти. Также планируется автоматизировать все бизнес-процессы ведения ГКН (Государственный кадастр недвижимости), ЕГРП (Единый государственный реестр прав) и пространственных данных. Отметим, что внедрение ЕФИСН будет способствовать снижению затрат пользователей и государства на оказание государственных услуг, а кроме того – позволит свести к минимуму личное посещение гражданами офисов Росреестра.
 

Необходимость разработки ЕФИСН продиктована изменениями в области государственного управления недвижимостью и, прежде всего, принятием на себя Росреестром функций трех ранее существовавших федеральных органов исполнительной власти: Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. На Коллегии было отмечено, что разрозненность систем описания объектов недвижимости, систем оформления прав на недвижимое имущество и систем технического учета объектов капитального строительства привели к сложным и длительным процедурам оформления прав и сделок, не обеспечивающих при этом абсолютных  гарантий прав на недвижимое имущество. Кроме того, сегодня параллельно существуют две системы с различным уровнем проникновения ИКТ, наблюдаются различия в технологических и организационных процедурах, архитектуре ИС ГКН и ЕГРП; соответственно, возникают проблемы и с синхронизацией.


С учетом данной ситуации к приоритетным задачам ЕФСИН были отнесены: объединение обособленных ИС ЕГРП и ГКН и интеграция информации в базах данных и приложениях государственной регистрации прав, кадастрового учета и инфраструктуры пространственных данных. В связи с этим подчеркнем, что разработка ЕФСИН нацелена на организацию интерактивного обслуживания заявителей с унификацией соответствующих процедур. При этом будут отлажены эффективная учетно-регистрационная технология и система мониторинга качества услуг, а также сформированы механизмы комплексной информационно-справочной поддержки.


За последнее время создан ряд организационных и технологических предпосылок для создания ЕФИСН. В частности, были введены понятия фронт- и бэк-офисов; существенно сокращено число однотипных и дублирующих систем, реализованы базовые  учетные системы в кадастре и реестре прав. Продолжается процесс перехода на более эффективную централизованную схему кадастрового учета в 20 регионах РФ. В завершающей стадии процесс оборудования 190 крупнейших региональных офисов системой взаимодействия с заявителями, включающей подсистему «Электронная очередь». Завершена тестовая эксплуатация новой автоматизированной системы «одно окно», которая будет внедряться во всех региональных офисах после проведения опытной эксплуатации в трех регионах РФ. Особо отметим важность принятых решений об увеличении числа способов общения с заявителем – по электронной почте, через Интернет, с помощью веб-сервисов, кадастровой онлайн-карты, графических веб-сервисов и sms-шлюзов,  а также терминалов самообслуживания (инфоматов).


Важнейшим этапом программы Росреестра по повышению эффективности обслуживания предприятий и частных лиц стал запуск в промышленную эксплуатацию Портала электронных услуг Росреестра. На Коллегии было констатировано, что на основании данных, полученных в результате эксперимента, проведенного в Управлении Росреестра по Московской области, можно рассчитывать на четырехкратное увеличение скорости приема документов на ЕГРП через Интернет-портал. Напомним, что за время работы Портала Росреестра было получено более 100 тысяч заявок в электронном виде, выполнена интеграция Интернет-портала portal.rosreestr.ru с порталом государственных услуг gosuslugi.ru и начата интеграция с Системой Межведомственного Электронного Взаимодействия (СМЭВ). Кроме того, были созданы механизмы изготовления и публикации электронных кадастровых карт (запущены в 22 регионах РФ), в 34 регионах – внедрена среда гарантированной доставки данных, опирающаяся на единую интеграционную шину, введен прототип систем контроля качества оказания услуг и ключевых показателей деятельности; существенно модернизирована сеть передачи данных.


Основными направлениями работы в рамках реализации концепции ЕФИСН в 2010-2011 годах станут: проектирование и разработка ЕФИСН, внедрение централизованного кадастрового учета в ряде регионов РФ и функциональная и географическая экспансия Интернет-портала как инструмента оказания услуг в электронном виде.


Также будут вестись работы по изготовлению Единой цифровой картографической основы для организации взаимодействия с Федеральными органами исполнительной власти и структурами местного самоуправления, внедрению системы аттестации кадастровых инженеров. Кроме того, намечено завершить формирование единой телекоммуникационной инфраструктуры, модернизировать систему учета объектов капитального строительства в соответствии с новой нормативной базой мн.др.


«Превращение нашей страны в действительно информационное общество, создание четких и отлаженных механизмов взаимодействия госструктур с бизнесом и населением, наконец, вывод этого взаимодействия на новый уровень – актуальнейшая задача, стоящая сегодня перед Государством, –  говорит Сергей Сапельников, заместитель руководителя Росреестра. – Именно так мы рассматриваем миссию Росреестра, именно в это русло направлены сегодня наши основные усилия. Пример работы запущенного весной этого года Интернет-портала Росреестра показал, что мы движемся в верном направлении. Убежден, что создание ЕФИСН станет настоящим прорывом в сфере госуслуг и принесет значительную пользу и жителям России, и бизнесу, и Государству».

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: информационные системы