На сессии рабочей группы рассказали о ключевых тенденциях развития ЭДО
В Торгово-промышленной палате России состоялось заседание рабочей группы по электронному документообороту (ЭДО), организованное компанией «Такском». В мероприятии приняли участие представители ФНС России, ЦРПТ, Союза независимых сетей, «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», а также представители всех сегментов бизнеса, для которых ЭДО необходим и которым предстоит работать с маркированным товаром.
Эволюция электронного документооборота идет полным ходом. Образование, медицина, транспорт, туризм – только часть направлений активно переходящих на цифровое взаимодействие. Но пока, говоря об электронном документообороте, большинство имеют в виду классическое понимание термина: ЭДО как обмен юридически значимыми документами с государственными контролирующими органами и между контрагентами. Поэтому акцент на заседании рабочей группы был сделан на новых направлениях развития ЭДО, связанных с особенностями подтверждения ставки НДС 0%, введением маркировки и системы документарной прослеживаемости товаров.
Заместитель начальника отдела налога на добавленную стоимость Управления налогообложением юридических лиц ФНС России Персикова Ирина Сергеевна рассказала о применении НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В том числе о документальном подтверждении экспорта товаров в третьи страны и страны ЕАЭС и особенностях формирования электронных реестров, которые значительно упрощают процесс представления документов и сокращают время камеральных проверок. На сегодняшний день все больше и больше российских компаний переходят на электронные реестры, содержащие сведения из документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС. Это в очередной раз доказывает эффективность использования технологий ЭДО.
О комплексном подходе к хранению и обработке данных в рамках взаимодействия с контролирующими органами на примере программного продукта «Картотека» рассказал руководитель проектов компании «Такском» Иван Кетов. Используя принципы обработки больших данных, «Картотека» автоматизирует и систематизирует подбор документов из учетных программ, бумажных и электронных архивов. Несколько видов контроля (качественный, количественный, временной и настраиваемый смарт-контроль) помогают избежать человеческих ошибок и сформировать комплекты документов для подтверждения ставки НДС 0%, ответов на истребования ИФНС, сверки данных НДФЛ/РСВ. Имея доступ ко всем системам компании, «Картотека» может быть использована как платформа передачи данных в ФНС для организаций, переходящих на налоговый мониторинг.
Чем крупнее компания, тем быстрее она сталкивается с необходимостью автоматизации документооборота. И именно крупный бизнес наряду с государством и операторами ЭДО является главным драйвером развития электронного документооборота в стране.
Например, в компании «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» электронный документооборот внедряется с 2014 года, и на данный момент 100% дилеров и 85% поставщиков автокомпонентов перешли на электронный обмен юридически значимыми документами с компанией. Сейчас компания выходит за пределы РФ, запустила ЭДО с первыми дилерами в Казахстане и планирует аналогичный запуск проекта по ЭДО в Республике Беларусь. По словам главного бухгалтера «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» Алены Гатиной, благодаря совместно проделанной работе срок подписания документов с контрагентами из стран СНГ сократился с двух недель до нескольких секунд.
Новым этапом в развитии ЭДО безусловно станет старт проекта по документарной прослеживаемости товаров. Об особенностях прослеживаемости и ее отличии от маркировки товаров на заседании рабочей группы рассказала Лапина Ольга Гелиевна, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, к.э.н. Существенное отличие прослеживаемости от маркировки заключается в отсутствии идентификационных знаков на самом товаре и учете партий, а не конкретных товарных единиц. Немаловажно также, что для этих двух режимов предусмотрено различное нормативное регулирование.
Прослеживанию подлежат партии импортного товара, каждой из которой будет присвоен индивидуальный номер на основе данных таможенной декларации. При продаже регистрационный номер будет отражаться в счете-фактуре (для плательщиков НДС) или документе об отгрузке товаров (для неплательщиков НДС). Администрирование планируется возложить на ФНС России. Контроль за партиями товаров будет осуществляться с помощью электронного документооборота через операторов ЭДО. Ожидается внесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс России и старт эксперимента.
Вторая часть заседания была посвящена непосредственно маркировке товаров. Спикерами выступили представители ЦРПТ, компании «Такском» и Союза независимых сетей.
Следующее заседание Рабочей группы по ЭДО при Торгово-промышленной палате РФ состоится 29 августа и будет посвящено промежуточным итогам реформы контрольно-кассовой техники. Новейшим изменениям в ходе последнего этапа реформы и ее сложным вопросам будет также посвящен вебинар, организуемый компанией «Такском» с участием эксперта Климовой А.А. 28 августа.
Тематики: Интеграция, Маркетинг
Ключевые слова: мероприятия, Такском, ЭДО